МАОУ СОШ №1
г.Покачи, ХМАО-Югра
  • Презентация проекта «Цифровая трансформация на службе граждан» прошла в рамках Круглого стола 21 октября.

    Автор: МАОУ СОШ №1
    Круглый стол был организован АНО «Центр технологий электронной демократии» совместно с МИП «ИНТЕХ» (Нижневартовский государственный университет). В Круглом столе приняли участие около 50 человек: это организаторы, партнеры, участники, кураторы, тьюторы как нового проекта «Цифровая трансформация на службе граждан», так и прошлого - «Цифровая экономика для гражданского общества». География Круглого стола: г. Москва, г. Ханты-Мансийск, г. Липецк., г. Нижневартовск, г.Нягань, г.Покачи, г.Радужный, Кондинский район (г.п. Луговой, г. п. Междуреченский, с.п. Половинка, г.п. Мортка, п. Ягодный), Нижневартовский район (г.п. Излучинск), Советский район, п. Коммунистический, г. Югорск, г. Лангепас. Круглый стол проходил в режиме онлайн на платформе Zoom с 39 точками подключения участников, в том числе из студий образовательных организаций. Модератором заседания была исполнительный директор АНО «ЦТЭД», руководитель проекта Наталья Маслова.
    Презентация проекта «Цифровая трансформация на службе граждан» прошла в рамках Круглого стола 21 октября..

    Открывая Круглый стол Наталья Маслова подчеркнула, что проект «Цифровая трансформация на службе граждан» осуществляется за счет средств гранта Губернатора Югры и при поддержке Департамента информационных технологий и цифрового развития и Департамента образования и науки Югры. Грантооператором является Фонд «Центр гражданских и социальных инициатив Югры».

    Далее она сказала: «Проект «Цифровая трансформация на службе граждан» и особенности его реализации связаны с со стремительным развитием цифровых технологий и сервисов, в результате чего проявились две основные тенденции: обострение проблемы недостаточности цифровых компетенций граждан, в том числе представителей НКО, членов общественных и профсоюзных организаций, добровольцев для осуществления эффективной деятельности по развитию гражданского общества и предоставлению социально значимых услуг в условиях цифровой трансформации, обострение проблемы информационной безопасности личности». Руководитель проекта отметила, что обучение проводится на основе специально разработанного АНО «ЦТЭД» совместно с автором Марией Лазаревой Учебно-методического пособия «Цифровая трансформация на службе граждан», которое включает 4 основных блока: «Основы цифровой грамотности», «Ресурсы и сервисы цифровой экономики», «Основы кибербезопасности» и «Основы цифровой трансформации».

    Наталья Маслова рассказала о целях и задачах проекта и отметила, что цели проекта напрямую связаны с реализацией Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», в котором поставлена задача достижения национальной цели «Цифровая трансформация».

    Особо Наталья Маслова подчеркнула, что в состав целевой группы проекта входят учащиеся старших классов, поскольку с 14 лет они могут регистрироваться и получать услуги на портале госуслуг, а также могут как физические лица быть участниками и экспертами грантов Губернатора автономного округа.

    Руководитель проекта указала, что на развитие проекта оказали влияние: пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19, рост потребности цифровых компетенций граждан и представителей гражданского общества в связи с переходом на цифровой формат, а также  ускоренные темпы развития цифровой экономики в рамках Национальной программы «Цифровая экономика РФ», формирование новых цифровых инструментов гражданской активности и общественного контроля.

    География проекта включает муниципальные образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры: г. Ханты-Мансийск, г. Нягань, г. Покачи, г. Радужный, Кондинский район (г.п. Луговой, г.п. Междуреченский, с.п. Половинка, г.п. Мортка, п. Ягодный).

    В рамках проекта должно быть подготовлено 25 тьюторов, которые должны обучить 500 слушателей - представителей НКО, профсоюзных организаций, добровольцев (волонтеров), гражданских активистов сферы образования по курсу «Цифровая трансформация на службе граждан», организовано не менее 10-ти просветительских лекций, 4 заседания «Цифрового клуба Югры», проведен Конкурс на знание основ цифровой трансформации, цифровой экономики, кибербезопасности для повышения компетенций и мотивации представителей целевой аудитории. Информационное сопровождение проекта будет осуществляться через сайты и страницы АНО ЦТЭД (http://cted.ru, https://elkanko.ru), а также через страницы организации в социальной сети Одноклассники, ВКонтакте и в социальных сетях партнеров проекта.

    Куратор проекта от МИП ИНТЕХ (Нижневартовский государственный университет) Марина Бахтиерова подробно рассказала об организационно-методическом обеспечении при проведении обучения и полученных результатах проекта в 2019-2022 годах. «В процессе работы каждый тьютор получал доступ в личный кабинет на сайте ecdl.mipnv.ru, позволяющий в режиме онлайн создавать группы слушателей в соответствии с планом по обучению, производить набор слушателей, формировать отчетную документацию, обрабатывать анкетные данные и т.д.» - сообщила Марина Бахтиерова и представила платформу, на которой будут работать тьюторы нового проекта. Затем Марина Бахтиерова сообщила, что всем тьюторам уже направлены логины и пароли для доступа в личный кабинет, а в ходе обучающего вебинара 14 октября было подробно рассказано как им пользоваться.

    Затем выступили тьюторы проекта 2021-2022 г.г. и рассказали об опыте проведения обучения в рамках реализации проектов «Цифровая трансформация на службе граждан» и «Цифровая экономика для гражданского общества» и дали свои рекомендации.

    Татьяна Африкян, тьютор, и. о. директора МБОУ «Излучинская общеобразовательная средняя школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов», поприветствовала участников Круглого стола и отметила, что является участником проекта по повышению цифровых компетенций не первый год. Она сказала: «Я испытываю огромную профессиональную гордость. Это полезный проект и несет людям улучшение их жизни. Есть еще момент - если человек имеет амбиции, он может удовлетворить их в этом проекте.  Проект учит, как жить в мире цифры. В нашей школе, как и в любой другой, есть профориентационная программа. Мы включили в эту программу как раздел профориентационной работы участие в этом проекте. Еще важно учитывать ориентацию на новый предмет «Индивидуальный проект». Затем Татьяна Григорьевна   дала рекомендации по развитию проекта и по привлечению участия старшеклассников в проекте. Например, многие из них являются волонтерами и могут помогать одиноким пожилым людям в освоении цифровой грамотности.

    Евгения Естехина, тьютор, учитель математики и физики, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» п. Коммунистический (Советский район), поприветствовала участников Круглого стола и сказала: «Мы рады, что наша школа участвовала в таком интересном проекте. Первый поток обучения слушателей прошлой осенью составляли учителя. Второй поток – весной, мы набрали старшеклассников. Им была интересна тема кибермошеничество, защита данных, безопасность их использования. Это способствовало улучшению их цифровых навыков.  Например, когда они разрабатывают какой-нибудь проект с применением цифровых технологий». Она отметила, что в ходе обучения слушателей решались проблемы безопасного использования ресурсов и сервисов портала госуслуг.

    Евгения Владимировна поблагодарила организаторов и выразила готовность продолжить участие в проекте, в том числе и для обучения жителей поселка цифровым технологиям на базе центров общественного доступа.

    Наталья Звягинцева, тьютор, педагог-библиотекарь Лицея им. Г.Ф. Атякшева (г.Югорск) отметила, что проект по повышению цифровых компетенций своевременный, очень нужный, полезный, привлекательный. «Но были проблемы, связанные с реализацией проекта в период пандемии коронавируса и мы соединили обучение очное и дистанционное. В первую группу набрали педагогов. В ходе обучения выяснилось, что учителя пользуются в основном профессиональными сайтами. Пользование другими ресурсами зачастую вызывало панику. А после участия в проекте педагоги свободно стали пользоваться различными сервисами: например, покупать товары в Интернет-магазинах, получать услуги. Весной набрали группу, в которой были и учителя, и ученики старших классов. Интересно было наблюдать за общением после занятий. Дети обсуждали с учителями информацию из пройденного материала. Они чувствовали себя более уверенными, социально полезными, значимыми. Старшеклассники с гордостью показывали сертификаты, полученные по окончании обучения», - рассказала Наталья Витальевна.

    Наталья Старикова, руководитель Центра IT-компетенций Югорского НИИ информационных технологий представила возможности для более углубленного прохождения обучения по направлениям цифровой экономики и отдельным темам цифровой грамотности. Она сказала: «Для развития цифровых компетенций граждан создан портал «Цифровой гражданин Югры», на котором за последние 3 года более 20 тыс. человек прошли обучение. Цифровая трансформация экономики требует от граждан новых умений и навыков. Они необходимы не только для получения государственных услуг в электронном виде, настройки и пользования гаджетами, работы с приложениями банковских и других сервисов, но и знакомства с информационной безопасностью, чтобы не стать жертвой мошенников в Интернете».

    Наталья Старикова подчеркнула, что приобрести новые умения и навыки помогают очные и дистанционные семинары и курсы по цифровой грамотности, организованные в рамках регионального проекта «Кадры для цифровой экономики». На портале «Цифровой гражданин Югры» можно ознакомиться с содержанием учебных программ семинаров, записаться на очное обучение, самостоятельно пройти дистанционные курсы, проверить уровень своих IT-компетенций, узнать о мерах безопасной работы в сети Интернет, а также поучаствовать в конкурсах и викторинах.

    Затем Наталья Александровна продемонстрировала структуру портала и представила «в живую» как записаться и пройти обучение на примере трех из 26 курсов обучения.

    Мария Лазарева, автор Учебно-методических пособий «Цифровая экономика для гражданского общества» и «Цифровая трансформация на службе граждан» с учетом опыта и новых условий реализации проекта дала предложения и рекомендации по проведению обучения на основе  обновленного в 2022 году Учебно-методического пособия и отметила, что более подробно она провела по нему вебинар для тьюторов 19 октября.

    Далее Мария Лазарева рассказала про то, что является сейчас самым важным для жизни в информационном обществе. Она отметила, что Министерство цифрового развития России хочет, чтобы была сквозная цифровизации процесса жизни человека. «Государственные услуги сопровождают нас в течение всей жизни. Человек родился – ему нужно выдать свидетельство о рождении – это государственная услуга. Потом исполнилось ему 3 года, его нужно записать в сад – это государственная услуга. Потом он должен пойти в школу – это государственная услуга. Затем он должен зарегистрироваться на ОГ и ЕГЭ – это государственная услуга. Потом он поступает в ВУЗ – тоже через портал госуслуг подается заявление. Потом он женится – заявление в ЗАГС подается через портал госуслуг. Потом он рождает своих детей, свидетельства о рождении он тоже получает через портал госуслуг. Когда умирают родственники, получать свидетельство о смерти тоже надо через портал госуслуг. Таким образом, государственные услуги сопровождают человека от рождения до смерти. Причем внедрение новых технологий постоянно совершенствует процесс получения услуг и необходимо поэтому постоянно повышать гражданам цифровую грамотность», - пояснила Мария Лазарева.

    Об опыте участия в проекте «Цифровая экономика для гражданского общества» и рекомендаций по организации обучения выступила Марина Селиванова, куратор, заведующая кафедрой информационно-математического и естественнонаучного образования (Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Липецкой области «Институт развития образования») г. Липецк.

    Марина Селиванова поприветствовала участников Круглого стола и отметила, что Липецкая область находится в центральной России, а Ханты-Мансийский округ – это Западная Сибирь, несмотря на такие расстояния, благодаря цифровым технологиям мы можем свободно общаться в режиме видеоконференцсвязи.

    Она поблагодарила Центр технологий электронной демократии за такие важные проекты, которые весьма интересны и несмотря на то, что учебные пособия проекта подготовлены были для Югры, коллеги адаптировали их для Липецкой области. Марина Анатольевна отметила, что первый этап проекта совпал с переписью населения. И обученные первые 50 слушателей, и 5 тьюторов помогали в переписи населения как волонтеры и как люди, которые владеют специальными инструментами. Это пример конкретной практической деятельности и пользы, которую принесла программа обучения цифровым компетенциям. Помимо педагогов школ в проект включили слушателей Школы фермеров, адаптировали курс цифровой экономики под их специфику и получили отличные результаты и благодарность за конкретное повышение цифровых компетенций. Очень востребованы темы по кибербезопасности в связи с тем, что люди не задумываются, когда оставляют «цифровой след» в Интернете. Марина Анатольевна рекомендовала усилить преподавание по этой теме, а также обратить внимание на пользование облачными технологиями. Она поблагодарила за участие в проекте и пожелала успехов в дальнейшем его развитии.

    По окончании мероприятия Наталья Маслова подвела его итоги и выразила благодарность спикерам и всем участникам Круглого стола.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie